|
НЕМНОГО ИСТОРИИ...
|
Заселение славянами Верхнего Поволжья началось с Х века. В XI веке по берегам рек Волги, Шексны, Черемухи были расположены поселения и погосты. В письменных источниках упоминаются поселения "Усть-Шексна", "Рыбаньск", послужившие началом нашего города. С течением времени шел процесс преобразования некоторых поселений и погостов в рыболовецкие и промысловые слободы. В начале XVI века Иван III составил завещание, в котором, перечисляя города, волости и села, оставленные сыновьям, упомянул и Рыбную слободу на реке Волге. Иван Грозный, заключая договорную грамоту с Владимиром Старицким, оставил слободу за собой, а по завещанию передал своему сыну Ивану. |
|
|
В XVI-XVII веках Рыбная слобода являлась дворцовой, и жители
ее платили оброк красной рыбой в установленных размерах. Слобожанам принадлежали
рыбные ловли на Волге, Шексне и Мологе, на которые была выдана царская
грамота.Царь периодически передавал слободу во владение своим боярам,
так, в 1676 году Рыбная слобода была передана боярину Б.М. Хитрову. С
развитием всероссийского рынка торговля становится экономической основой
Рыбной слободы. Это подтверждается наличием здесь таможни, мирского двора
для приезжих торговцев, двух торговых площадей, где бывали еженедельные
торжки, ярмарочного двора. Ярмарки в Рыбной слободе приурочивали к открытию
и закрытию крупнейшей в стране Макарьевской ярмарки. Рыбная слобода постепенно
превращается в хлебный рынок. |
 |
|
|
|
|
 |
Основание Петербурга и открытие Вышневолоцкой водной системы резко увеличило
количество грузов, идущих мимо слободы. Указы о строительстве больших
"новоманерных" судов вынуждали весь этот грузопоток останавливаться у
Рыбной слободы из-за мелководья в верховьях Волги. В начале XVIII века
здесь была учреждена специальная струговая пристань, где происходила перевалка
грузов на маленькие "зарыбенские суда". На берегу Волги появились хлебные
и соляные амбары, выросло количество лавок и постоялых дворов. С падением
рыбного промысла сократилось число рыбных ловцов, резко выросло количество
торговцев и ремесленников. Появились новые категории населения: работные
люди и дворовые, служившие верхушке посада. Большинство жителей работало
грузчиками и крючниками на пристани,строило суда, занималось ремеслами
и мелочной торговлей. В Рыбную слободу стекалось |
большое количество крестьян
из различных районов России, нанимавшихся бурлаками и судорабочими на
барки. |
|
Здесь оформлялись поручные этого найма. Богатые купцы имели по
несколько лавок, судов, амбаров, брали крупные казенные подряды на перевозку
леса, хлеба, соли, покупали крепостных для домашних услуг и в качестве
рекрутов вместо себя. Рыбная слобода превратилась в крупнейший перевалочный
пункт на Верхней Волге. В 30-х годах XVIII века в Рыбной слободе появляются
первые мануфактуры. В 1736 году купец Нечаев построил здесь полотняную
фабрику, основанную на крепостном и вольнонаемном труде и принадлежавшую
к числу крупнейших в России. В 1740 году он же открыл "стеклянную" фабрику.
Однако основой экономического развития Рыбной слободы оставалась хлебная
торговля, благодаря которой росли и расширялись связи слободы с крупнейшими
экономическими центрами страны. |
|
|
7 ноября 1775 года было издано "Учреждение для управления губерний", по которому территория России делилась на 50 губерний, во главе с генерал-губернатором, назначаемым императором и непосредственно ему подчиняющимся. Каждая из губерний состояла из 10-12 уездов.
Проводя реформу в жизнь, генерал-губернатор должен был объехать территорию губернии, разделить ее на уезды, назначить уездные города. В том случае, если городов для уездных центров не хватало, учреждались новые города. В течение 10 лет после издания "Учреждений о губерниях" появилось 216 новых городов. |
 |
 |
Ярославский генерал-губернатор Мельгунов производил объезд и осмотр наместничества
а 1776 году. 13 июня он доносил Екатерине II о необходимости преобразования
Рыбной слободы в город: "…поехал в Рыбную слободу, лежащую на самом берегу
Волги, где тем приличнее быть городу, что опричь тутошнаго купечества
и мещанства, в коих 638 человек, великое множество обращается и посторонняго
торговаго народа по причине великой судовой пристани, годовой ярмонки
и еженедельных Торжков. К тому же немало тут есть и каменнаго строения". |
Указ о переименовании Рыбной слободы в город был подписан 3 августа 1777
года: "Всемилостевейше повелеваем: ярославскому генерал-губернатору Мельгунову,
по изданным в прошлом 1775 году ноября 7 дня вновь учреждениям для управления
губерний нашей империи, исполнить в декабре месяце сего года, равномерно
и в Ярославской губернии, составя сие новое наместничество из двенадцати
уездов, а именно: Ярославльскаго, Ростовскаго, Петровскаго, Борисоглебскаго,
Углицкаго, Рыбинскаго, Мышкинскаго, Моложскаго, Пошехонскаго, Любимскаго,
Даниловскаго и Романовскаго. Вследствие чего следующие селения переименовать |
 |
городами: Рыбную слободу - город Рыбной, Борисоглебскую слободу - Борисоглебск,
посад Мологу - Молога, экономическаго ведомства село Мышкино - Мышкин,
того ж ведомства село Даниловское - Данилов; а как городское правление
Пошехонскаго уезда было в селе Пердоме экономического ведомства, то и
сие село переименовать городом на вышеупомянутом основании, назвав оное
город Пошехонь. О приписке же к сей губернии от других так как и об отдаче
от нее к другим губерниям, исполнять по конформированному от нас расписанию." |
|
|
 |
Преобразование носило в известной степени формальный характер. Фактически
слобода уже давно была городом. Все городское управление сосредотачивалось
в руках городничего, который назначался Сенатом. Выборные городские власти:
городская дума, городской голова и городовой магистрат - полностью находились
под контролем губернского правления и не оказывали существенного влияния
на жизнь города. В 80-е годы производилась перепланировка многих городов.
Город делился на части, а части - на кварталы. В каждую часть назначался
частный пристав, а в квартал - квартальный надзиратель. Новый план разбивки
Рыбинска на кварталы был подписан Екатериной II в 1784 году, а осуществлялся
в начале 90-х годов. Одновременно разраба - |
тывались типовые фасадыдля городских
зданий. К этой работе были привлечены лучшие зодчие. Так, типовые проекты
фасадов для зданий Рыбинска составлял Карл Росси, пользовавшийся для работы
материалами Рыбинской городской думы. Преобразование Рыбной слободы в
город способствовало ее дальнейшему экономическому развитию. Заметно выросло
население, с 70-х годов XVIII в. до конца 50-х годов XIX в. оно увеличилось
в 5,5 раза. Торговые обороты Рыбинска с конца XVIII до середины XIX века
выросли с 150 тыс. руб. до 25 млн. руб. Количество прибывающих за навигацию
судов достигло нескольких тысяч, грузооборот исчислялся миллионами пудов.
В центре Рыбинска выросли два двухэтажных каменных гостиных двора. Общее
количество торговых заведений превысило 300, расширился ассортимент товаров.
Но основной торговлей оставался хлеб. |
|
|
|
Городская промышленность была развита слабее торговли. За исключением
полотняной фабрики (бывшей купцов Нечаевых), которую в 1810 году перевели
в Ярославль, все остальные "заводы" были мелкими предприятиями. С открытием
Мариинской в 1810 году и Тихвинской в 1812 году водных систем Рыбинск
стал главным узлом, соединяющим Волжско-Каспийский бассейн с Петербургом.
Навигация продолжалась здесь около 197 дней. Непрерывный поток больших
и малых судов требовал для своего обслуживания огромную массу людей. Рыбинск
считался на Волге "столицей бурлаков и груз - |
 |
чиков". Волжское бурлачество
делилось на две категории: верхние и нижние бурлаки. Верхние работали
на водных системах между Рыбинском и Петербургом, нижние - между Рыбинском
и Астраханью. Главная масса бурлаков состояла из помещичьих, государственных,
удельных крестьян и мещан приволжских губерний. Бурлаки объединялись в
артели по 10-45 человек. В отдельных случаях артель достигала 150 человек.
Условия найма бурлаков определялись "Уставом купеческого водоходства"
1781 года, составленным в интересах судовладельцев. Для разрешения споров
и конфликтов, возникавших в период судоходства, существовала Судоходная
расправа. В Рыбинске находилось отделение Тверской судоходной расправы,
а с1842 года - самостоятельная Судоходная расправа с отделением в Нижнем
Новгороде. |
|
|
 |
В середине XIX века труд бурлаков постепенно заменяется машинной тягой.
К 20-м годам XIX века на Волге появились первые пароходы, которые постепенно
заменяли бурлаков. Примечательно, что первый буксирный пароход на Волге
начал свою жизнь в Рыбинске. Во второй половине XIX века Рыбинск продолжал
расти как внутренний порт: крупнейшие пароходные и торговые компании России
имели здесь свои конторы, склады, пристани. Строительство гавани и железной
дороги продлило сроки перевозок грузов из Рыбинска. Промышленность Рыбинска
этого периода была предста-
|
влена в основном предприятиями, обслуживающими
железную дорогу и судоходство. Особое место среди них занимали предприятия
Журавлева, состоявшие из четырех заводов. По технической оснащенности
они занимали первое место в губернии. Подтверждением быстрого экономического
развития города является рост его населения за 36 лет с 1861 по 1897 гг.
в 2 раза. В 1907-1917 годах продолжалось дальнейшее развитие торговли
и промышленности г. Рыбинска. Усиливалась роль банковского капитала. В
городе действовали отделения крупнейших банков страны: Русско-азиатского,
Государственного, Сибирского торгового и других. Банки финансировали дальнейшее
развитие судоходства, торговли, строительство новых промышленных предприятий.
В 1908 году в Рыбинске насчитывалось более 10 торговых домов. Наблюдается
проникновение в промышленность иностранного капитала. В годы первой мировой
войны в город был эвакуирован ряд крупных заводов из Прибалтики. В 1916
году фирма "Русский Рено" приступила к строительству завода по производству
автомобильных и авиационных двигателей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|